Выступление председателя комитета по аграрным вопросам, переработке сельхозпродукции и развитию сельских территорий Законодательного Собрания Кировской области Н.П.Киселева на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной по

25.10.2011

Уважаемый Геннадий Александрович!

Уважаемые участники расширенного заседания Комитета!

Кировская область расположена на северо-востоке европейской части России, входит в Приволжский Федеральный округ, площадь области – 120,4 тыс. кв.м (0,7% от площади РФ)

Численность населения 1,338 тыс.человек, в т.ч. сельского 346,3 тыс.человек или 26 %.

Плотность – 11 чел/кв.км, свыше половины территории покрыто лесом, запасы торфа – более 1 млрд.тн.

Агропромышленный комплекс Кировской области представлен 420 сельскохозяйственными предприятиями, 482 крестьянско-фермерскими хозяйствами. Кроме того, имеются 176 тыс. единиц личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственное производство развернуто на площади около 1 млн.га в 40 административных районах. Поголовье крупного рогатого скота более 270 тыс.голов, свиней 200 тыс.

Среднесписочная численность работающих в сельскохозяйственном производстве около 30 тысяч человек.

Благодаря увеличивающейся помощи федерального центра и областного бюджета, планомерно проводимой работе сельскохозяйственных органов, руководителей и специалистов удалось стабилизировать производство молока на уровне 507 тыс.тонн, будет произведено мяса крупного рогатого скота 40 тыс.тонн, последние три года идет устойчивый рост производства свинины и составит около 39 тыс.тн.

Природно-климатические условия нашей области предопределяют наши усилия прежде всего на развитие молочного животноводства, отрасли наиболее рентабельной, дающей основной доход.

Все перестроечные годы в области уделялось первостепенное значение племенному делу, результатом этого: На территории Кировской области сегодня работают 73 племенных формирования, их количество ежегодно увеличивается на 3-6 организаций. Удельный вес племенных животных (крупный рогатый скот и свиньи) 36%. Это в 4 раза больше, чем в среднем по России. Всего в племенных хозяйствах числится 95 тысяч условных голов.

Новаторами производства являются именно племенные хозяйства. Из общего количества 48 занимаются разведением пород крупного рогатого скота молочного направления.

Ими производится 51% молока. Практически каждое шестое хозяйство области племенное. Наш золотой фонд - 15 племенных заводов со средней продуктивностью коров 6643 кг, 33 племенных репродуктора с продуктивностью коров 5581 кг. За 9 месяцев текущего года вновь отмечается рост удоев на 324 кг. Неслучайно по надою молока на корову область занимает 1 место в Приволжском федеральном округе, на 1 октября текущего года этот показатель составил 3892 кг., по году - будет на уровне 5000 килограмм.

Основной вклад в развитие животноводства и растениеводства вносит крупное товарное производство, которые мы сохранили в 90-е годы.

Доля хозяйств населения в производстве молока составила за 1 полугодие 13,5%, по мясу - 19,8%.

Для примера в Саратовской области доля хозяйств населения в производстве молока и мяса составляет 79-80%, по молоку в Чувашской республике 73%, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях - 66%.

Удельный вес поголовья коров в хозяйствах населения в нашей области составляет 16,6%, в Саратовской – 71%, в Чувашской республике – 75, Ульяновской 58, Башкортостан – 59, Оренбургской, Пензенской, Саратовской – 55.

Мы считаем, что наряду с валовым производством надо бы оценивать вклад регионов по товарной продукции, особенно по молоку. Так в 2010 году валовое производство коровьего молока во всех категориях хозяйств составило 498,4 тыс. тонн, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 401 тыс. тонн или 80 %. При этом реализация молока сельхозорганизациями области составила - 392,5 тыс.тонн, то есть его товарность - более 97 % !

Кроме того, хозяйства и молокоперерабатывающие организации в 2010 году полностью обеспечив внутренний спрос, вывезли за пределы региона около 68 тысяч тонн молока и молокопродуктов, что составило 147 % к уровню 2009 года.

В Кировской области в основном преодолены последствия засухи 2010 года. Благодаря серьезной помощи Правительства Российской Федерации, поддержке из областного бюджета собран урожай зерна на уровне более 800 тысяч тонн в первоначально оприходованном весе, или в 1,6 раза больше уровня прошлого года. Урожайность составила 23,9 центнеров с гектара.

Развитие животноводства и растениеводства опирается на солидную научную базу.

Ведущим научным учреждением является Зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северо-Востока им. Н.В. Рудницкого, расположенный в городе Кирове, в котором работает 270 человек, в т.ч. принимают участие в выполнении научных исследований 225, из них 1 академик и 1 член-корреспондент Россельхозакадемии, 18 докторов и 49 кандидатов наук. В аспирантуре обучается 28 человек, из них 25 - сотрудники института. В институте работает диссертационный совет ДМ 006.048.01 по специальности 05.20.01 - технология и средства механизации сельского хозяйства.

Институт является головным учреждением Северо-Восточного регионального научного центра Россельхозакадемии, курирует деятельность 14 ГН учреждений в 9 регионах НЗ России.

Приходится только сожалеть, но низкий уровень финансирования фундаментальной нации. Для нас это селекция и первичное семеноводство, и полное отсутствие финансирования прикладных исследований.

Наша слава и гордость, наши «маяки», выстоявшие в 90-е годы, и увеличивающие производство за последнее десятилетие.

Хлеборобы Куменского района намолотили свыше 73 тысяч тонн зерна, средняя по району урожайность составила 36 центнеров с гектара. А в акционерном обществе племзаводе «Октябрьский» этого района, которым более 33 лет руководит Росляков Николай Николаевич, с площади 4,3 тысячи гектаров намолотили свыше 22 тысяч тонн зерна при урожайности 52,8 центнеров с гектара, а надой в среднем на одну корову от стада в 2100 коров - около 8200 килограмм!

Еще одно хозяйство этого муниципального района - сельхозкооператив - племенной репродуктор «Красное знамя». Его председатель - Шулаев Владимир Леонидович, депутат Законодательного Собрания Кировской области присутствует в этом зале. Зерна в этом хозяйстве собрали более 25 тысяч тонн, при урожайности 37,5 центнеров с гектара. За последние годы к головному предприятию присоединилось 5 отстающих хозяйств и все они сегодня успешно работают. Это направление поддержано Законодательным Собранием и Правительством области. Валовое производство молока до конца года составит 10,8 тысяч тонн, удой в среднем от каждой из 1400 коров достигнет 8400 килограммов!

Конечно, мы приехали в Совет Федерации не только и не за тем, чтобы показать и рассказать о наших скромных успехах в развитии сельскохозяйственного производства, но и показать наши реальные проблемы, конечно же известные сенаторам.

Наша область располагала к 90-м годам 2,5 млн.га пашни, 5 млн сельхозугодий

Коллективизация, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, освоение целинных земель, все это происходило за счет ресурсов сельского населения нашей области и большинства регионов Нечерноземной зоны.

И если бы не мартовское постановление Правительства страны 1974 года и огромная работа по его выполнению в 29 регионах Нечерноземной зоны, то по крайней мере нашей области нам бы не подняться на тот уровень, который мы достигли в 1990 году, я напомню, две пятилетки с 80 по 90 год мы производили по 1 тонне зерна на душу населения области, производство молока составило 930 тыс.тн, мяса в убойном весе – 150 тыс.тн, мы вышли на уровень строительства дорог 1000 км в асфальтобетоне. Известковали до 200 тыс.га, фосфоритовали более 100 тыс.га ежегодно, фундаментом этого было мелиоративное обустройство, каждый четвертый рубль шел на социальное развитие села. В каждом райцентре были созданы мощные предприятия сельхозтехники, целые ремонтные заводы, мелиоративные колонный и участки, строительные организации. И мы были уверены, что пятилетка 90-95 годов будет пятилеткой высокой эффективности всего АПК Нечерноземной зоны. К сожалению, последнее заседание руководителей регионов и сельхозорганов происходило как раз в январе 91 года.

Обрушившаяся на село, как и на всю экономику шоковая терапия, свалившийся диспаритет цен привел к главному, к низкой заработной плате, развалу многих предприятий и как результат к бедности на селе. Начиная с 1993 года практически до середины последнего десятилетия только единицы хозяйств что-то строили, что-то покупали из техники, техническое перевооружение вятского села на современной основе идет 5-7 лет и только в одной трети хозяйств. Средняя зарплата 8-9 тысяч рублей сегодня никого не устраивает, не создает мотивации к высокопроизводительному труду. Ряд наших южных соседей и прежде всего республики Татарстан, Чувашская республика, Мордовия, Марий-Эл, имеющие высокую плотность сельского населения и хорошую современную социальную инфраструктуру имеют возможность и дальше развивать сельскохозяйственное производство, одновременно развивая и личное подсобное хозяйство на базе кооперации. Значительные капиталовложения вкладывают в сельское хозяйство в Удмуртии и Нижегородской области, Вологде.

А что же делать тем регионам прежде всего северным, где остались нерешенные проблемы, связанные с низкой плотностью сельского населения, значительными расстояниями, разбитой дорожной и изношенной мелиоративной сетью, отсутствием природного газа, разрушающейся социальной инфраструктурой.

Выхода здесь два, или производство будет развиваться только в одной трети районов и хозяйств, за счет в том числе поддержки средствами областного и федерального бюджета на уровне чуть больше инфляции. Правда нас могут спросить и упрекнуть, что же кировчанам мешает также успешно работать, как в лучших районах и хозяйствах.

Отвечу: условий успеха здесь несколько, прежде всего у многих из них славная советская история, большинство из них племенные, которые получают более солидные бюджетные вливания. Кроме того, близость к молочному комбинату и рынкам сбыта с большей закупочной ценой, здесь сохранился опытный костяк кадров и специалистов, а на их опыте выросли новые таланты, как например Шулаев.

И кроме всего, с ними тесно работают наши кировские инвесторы.

Мы отлично осознаем, что без частных инвестиций никакой бюджет село не вытащит.

Но остальной теории в силу вышеупомянутых причин инвесторов из-за пределов области заменить, привлечь не удается. Да и кто будет вкладывать деньги в производство молока, если в 2009 году его цена на юге области составила от 6 до 8-9 руб, хотя в предыдущем году она была на уровне 11-12 руб в центре.

Вот почему мы считаем: учитывая высокий авторитет Совета Федерации вместе с Правительством России, Минэкономразвития, Минрегионом, Минфином и Минсельхозом вернуться к разработке и реализации программы развития ряда областей Нечерноземной Зоны мы понимаем, что всеобъёмную программу образца 1974 года сейчас вряд ли осилим, но многие вопросы еще можно решить в рамках государственной программы развития АПК.

И начинать надо с расчистки финансового поля, финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей. Для того, чтобы понять, что с финансовым оздоровлением сельскохозяйственных товаропроизводителей творится неладное, достаточно посмотретьть в информацию Минсельхоза России о ходе реализации федерального закона от 9 июля 2002 года № 83-ФЗ. Так на 1 апреля 2011года по Российской Федерации 6467 сельхозтоваропроизводителей (32% от входивших в Программу финансового оздоровления) с суммой задолженности 33 млрд. руб утратили право на реструктуризацию. Лишь 552 организации завершили реструктуризацию в связи с выполнением ее условий с общей суммой погашенной задолженности 451 млн. руб. В Программе финансового оздоровления остаются 13177 сельхозтоваропроизводителей с общей суммой реструктуризированной задолженности 87 млрд.руб. Однако многим из них в перспективе также грозит исключение из Программы.

В сложившихся условиях, когда значительная часть субъектов страны переживает последствия засухи 2010 года, правильным и справедливым по отношению к отечественному сельхозтоваропроизводителю явилось бы принятие Правительством Российской Федерации решения о списании основного долга, штрафов и пени с сельхозтоваропроизводителей, являющихся участниками Программы финансового оздоровления, а также снятых с реструктуризации, с введением моратория на банкротство сельскохозяйственных организаций.

Списание долгов позволит сохранить значительную часть из оставшихся в программе финансового оздоровления 13 тысяч сельхозорганизаций, а также снятых с реструктуризации, но пока еще не подвергнутых банкротству сельхозорганизаций, позволит этим организациям с большей уверенностью взглянуть в завтрашний день и направить усилия на сохранение и развитие сельскохозяйственного производства. При этом в финансовом плане государство не понесет существенных потерь, поскольку большая часть оставшейся (непогашенной) реструктуризированной задолженности является нереальной как к уплате, так и взысканию.

На основании изложенного, от имени сельхозтоваропроизводителей Кировской области, прошу Вас, Геннадий Александрович, инициировать принятие указанного выше решения, и это бы серьезным шагом для многих регионов НЗ, и в целом для АПК России.

Наши возможности в дальнейшем развитии молочного животноводства в области ограничены, но есть огромные перспективы в развитии мясного скотоводства.

Мы приветствуем утвержденную приказом Минсельхоза от 10.08.11 г. стратегию развития мясного животноводства в РФ на период до 2020 года.

В рамках этой стратегии надеемся, что Минсельхоз уделит больше внимания развитию мясного скотоводства в Кировской области и других регионов НЗ, как к новому перспективному центру мясного скотоводства.

Только в нашей области при относительно небольших затратах финансовых и материальных ресурсов можно и необходимо вернуть в сельскохозяйственное производство 500-700 тыс.га пашни и вырастить 50-70 тыс.голов мясных коров с потомством.

При этом появится возможность создания семейных мясных ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств, на базе развития различных ферм кредитных кооперативов, тогда появится возможность сохранения и развития сельских территорий.

Нельзя сбрасывать в Нечерноземной зоне развитие и овцеводства, как отрасли в настоящее время замещающую свиноводство в частном секторе, особенно из-за угрозы африканской чумы свиней.

Традиционно во всех регионах НЗ в ЛПХ, у крестьян водились овцы, в том числе и прекрасная романовка.

Надо вернуться к созданию племенных ферм в регионах Нечерноземья, спрос на баранину сегодня большой.

Сохранение и улучшение плодородия почв в нечерноземной зоне невозможно без известкования и фосфоритования. Большинства регионов опиралось на работу нашего предприятия по производству фосфоритной муки в Верхнекамском районе. В 1991 году было добыто фосфоритной муки в количестве 1,6 млн.т Это практически на площадь в 1 млн.га. В 2000 году объем составил всего 260 тыс. В Кировской области за 15 лет было профосфоритовано 1,5 млн.га.

Независимо от того, будет или нет федеральная целевая программа по Нечерноземной зоне, мы надеемся, что будет интересы сохранения плодородия почв России требуют начала работы на принципах государственного частного партнерства по возрождению производства фосфоритной муки в Кировской области. Здесь присутствует депутат Осипов Дмитрий Васильевич.

В завершении, хочу еще раз подчеркнуть, что ставя вопрос о программе развития НЗ мы опираемся на использование наших преимуществ:

- почвенно-климатические условия благоприятные для развития молочного и мясного скотоводства, зернового хозяйства – выращивания озимой ржи, ячменя, овса, пшеницы;

- серьезная аграрная наука, включая селекционный центр, обеспечивающие в рамках центра тесную связь с 15 ГН учреждениями 9 регионов;

- налаженное семеноводство бобовых трав;

-прочная стабильная кормовая база;

- осваиваиваемые современные ресурсосберегающие технологии в растениеводстве и животноводстве;

- костяк опытных аграрных кадров.

Вместе с тем, мы осознаем, что возможности нашего бюджета весьма ограничены, чтобы поддерживать производство на всей огромной территории области.

Самая острая проблема сегодня – это кадровый вопрос – подбор руководителей, отсутствие специалистов, механизаторов. Кроме отсутствия мотивации к высокопроизводительному труду – полный провал по финансирования ФЦП «Социальное развитие села».

И когда смотришь на строчку статотчетности: за 7 месяцев текущего года в нашей области на селе введено 27 тыс.кв.м жилья, в Нижегородской области 425 тыс, в Чувашской республике 200 тыс, в республике Марий Эл 65 тыс., Пермском крае – 95 тыс. Это все регионы НЗ, то понимаешь, что в нашей области без серьезных мер со стороны 500-700 тыс.га будут и дальше зарастать лесом, причем это поля пригодные для современной высокопроизводительной техники, а не северные в 3-5 га.

Трудно, просто невозможно смириться в мыслью, что в годы Великой Отечественной Войны посевные площади в нашей области составляли 2 млн. 200 тыс.га, одного льна сеяли 140 тыс.га, это больше, чем сегодня вся Россия. Думаю, что крестьяне Нечерноземья вправе рассчитывать на большее внимание со стороны высших руководящих органов страны, Совете Федерации, ГД, Правительство России заинтересованных и не очень министерств и ведомств.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru