Бюджетное послание Губернатора Кировской области Законодательному Собранию области на 2009-2011 годы

23.09.2008

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и служит основой при составлении проекта закона Кировской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

Бюджетно-налоговая политика Кировской области является одним из динамично развивающихся инструментов системы регионального управления, нацеленным на достижение стратегических ориентиров развития области – формирование конкурентоспособной экономики, обеспечивающей современные стандарты уровня и качества жизни населения, достижение которых в значительной степени определяется эффективностью общественных финансов и повышением качества предоставляемых бюджетных услуг, одним из инструментов выполнения Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года.

I. Основные итоги региональной бюджетной и налоговой политики 2007 года и начала 2008 года

Основные направления бюджетной и налоговой политики Кировской области в отчетном периоде были сосредоточены на мобилизации собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, обеспечении сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, повышении эффективности системы управления государственными финансами и межбюджетных отношений, концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных социально-экономических задач.

В рамках реализации Бюджетных посланий Законодательному Собранию области о бюджетной политике на 2007 и 2008 годы поставленные задачи в основном выполнены.

В прошедшем году и первой половине текущего года в области отмечена позитивная динамика экономического роста практически по всем показателям социально-экономического развития, оказывающим непосредственное влияние на укрепление и увеличение налогового потенциала области. За 2007 год обеспечен рост налогового потенциала области на 26,1%. Рост обеспечивался высокими темпами строительства, обрабатывающих производств и поддерживался высоким уровнем потребительского спроса. За 2007 год рост промышленного производства по полному кругу организаций составил 104,5%, объем инвестиций в основной капитал возрос в сопоставимых ценах к уровню 2006 года на 34,4% и составил 37,5 млрд. рублей. В 2008 году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 53,1 млрд. рублей. Прибыль прибыльных организаций в 2007 году по сравнению с предшествующим годом возросла в 1,2 раза, номинальная заработная плата работающих – в 1,3 раза, стоимость основных фондов – в 1,2 раза.

Ускоренное экономическое развитие области позволило обеспечить рост доходов бюджетной системы. Налоговые доходы бюджета региона в 2007 году увеличились по сравнению с 2006 годом на 3,3 млрд. рублей, или на 27,7%, что свидетельствует об активных действиях бизнеса по созданию новых рабочих мест, развитию малого предпринимательства, о росте доходов населения. В первом полугодии 2008 года рост налоговых доходов консолидированного бюджета области составил 2,7 млрд. рублей, или 40,4% к аналогичному периоду прошлого года. Уровень сбора налогов по консолидированному бюджету области в 2007 году составил 99,3%, что выше уровня 2006 года на 1,2 %.

Увеличение доходной базы обусловлено не только экономической ситуацией в области, но и проводимой органами власти, органами местного самоуправления, налоговыми органами работой по развитию доходного потенциала области и улучшению администрирования доходов.

Усиление эффективности работы с организациями и индивидуальными предпринимателями по повышению заработной платы работникам до среднеотраслевого уровня и легализации «теневой» заработной платы оказало существенное влияние на рост поступлений налоговых платежей в бюджет области. Только за 2007 год более четырех тысяч работодателей повысили заработную плату своим работникам, в результате чего дополнительно было получено в бюджет области налога на доходы физических лиц 212 млн. рублей. В первом полугодии текущего года сумма дополнительных поступлений составила 102 млн. рублей.

Правительству области и органам местного самоуправления нельзя снижать активности в данном направлении.

Улучшение администрирования налоговых доходов позволило сократить объем недоимки в консолидированный бюджет области за 2007 год на 11,6%, за первое полугодие текущего года по сравнению с началом года недоимка по налоговым платежам снизилась на 6,2%, или на 35,1 млн. рублей.

Возросло и качество администрирования доходов, полученных от предпринимательской деятельности. В целях улучшения качества планирования данной группы доходов в 2007 году администраторами были разработаны и утверждены методики планирования. В результате, если в 2006 году плановые назначения не были выполнены шестью администраторами доходов, то в 2007 году - одним администратором - департаментом лесного хозяйства Кировской области в связи с преобразованием с 18.12.2007 КОГУ «Кировсельлес» в Кировское областное государственное унитарное предприятие. В первом полугодии 2008 года обеспечено выполнение плана всеми администраторами доходов.

В рамках решения задачи по обеспечению увеличения доходов бюджета области, полученных от использования государственного и муниципального имущества, можно отметить, что рост данного показателя за 2007 год составил 21,4 % к уровню 2006 года, за первое полугодие текущего года 15 % к аналогичному периоду прошлого года.

На уровень поступления доходов в бюджет положительное влияние оказала передача единых нормативов отчислений от налога на имущество организаций в бюджеты муниципальных районов и городских округов, о чем говорит тот факт, что в 2007 году увеличилась собираемость данного налога с 98 % в 2006 году до 99,4 % в 2007 году. Рост поступления доходов по налогу на имущество составил в 2007 году 22 %, за первое полугодие текущего года – 21,1 %.

Удалось стабилизировать ситуацию по земельному налогу, который является одним из значимых источников бюджетов поселений. Рост поступления земельного налога за первое полугодие текущего года составил 73,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, или более 30 млн. рублей. Это стало возможным благодаря тому, что органами местного самоуправления было уделено особое внимание обеспечению полноты учета налогоплательщиков в целях формирования налоговой базы по местным налогам, в том числе идентификации сведений о земельных участках для формирования налоговой базы по земельному налогу. Кроме того, определенное влияние на эффективность налогообложения земель оказала проведенная актуализация кадастровой стоимости земельных участков.

В целях увеличения налогового потенциала Правительством области принят механизм льготирования частных инвесторов, обеспечивающий паритетные интересы хозяйствующих субъектов и бюджета области. Механизм показал свою эффективность. Прирост налоговых поступлений в областной бюджет на рубль государственной поддержки составил порядка 15 рублей, создано 211 новых рабочих мест.

Полученные в результате роста доходов финансовые ресурсы концентрировались на выполнении задач, определенных в предыдущих Бюджетных посланиях, в том числе на обеспечении развития экономики области и повышении уровня и качества жизни населения.

Формирование расходов областного бюджета на основе бюджетных услуг позволило формализовать планирование расходов и поставить их в зависимость от количества предоставляемых бюджетных услуг. На основании мониторинга выполнения установленных заданий по предоставлению бюджетных услуг была продолжена работа по установлению взаимосвязи между затраченными бюджетными ресурсами и полученными результатами.

В 2007 году объем расходов областного бюджета, сформированный на основе перечня бюджетных услуг, возрос в 3 раза по сравнению с 2006 годом и составил 6,9 млрд. рублей, в 2008 году - 7,2 млрд. рублей.

Совершенствование механизмов применения программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов позволило увеличить долю расходов, формируемых в рамках целевых программ, в 2007 году она составила 20,4 % от общего объема расходов,  в 2008 году - 22,2 %.

В 2007 году осуществлялась реализация 33 областных целевых программ с общим объемом финансирования 1,9 млрд. рублей, в 2008 году предусмотрена реализация 32 областных программ на сумму 2,9 млрд. рублей. Финансируемые областные целевые программы включают как расходы инвестиционного характера, так и расходы на развитие материально-технической базы социально-культурной сферы и на улучшение жизни населения области. В истекшем году субъектами бюджетного планирования в соответствии с функциями реализовывались 34 ведомственные целевые программы, в 2008 году запланировано 36.

2007 год стал переходным периодом, когда обязательства области по финансированию областных целевых программ были приняты к исполнению в полном объеме, в результате чего был достигнут рост эффективности программ.

Задача по разработке органами исполнительной власти области докладов о результатах и основных направлениях деятельности, установленная в предыдущем Бюджетном послании, выполнена. Все органы исполнительной власти составили доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Проведенная работа позволила систематизировать цели и задачи органов исполнительной власти области и получить практический опыт соответствия отчетных и планируемых расходов конечным измеримым результатам.

Как и в предыдущие годы в приоритетном порядке осуществлялось финансирование отраслей социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения и физической культуры, социальной политики.

В целях повышения жизненного уровня населения области проиндексированы денежные выплаты для ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных, материальное обеспечение детей-сирот.

 В области в полном объеме реализуется комплекс дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей: это и компенсация части родительской платы в дошкольных учреждениях, и повышение размера выплат на детей-сирот, проживающих в семьях граждан, составляющего на сегодняшний день более 4 тыс. рублей.

За счет бюджета мы оказываем поддержку тем социально уязвимым категориям населения, которые не могут самостоятельно улучшить свое материальное положение, и, по мере возможности, расширяем перечень таких мер. Так, с 1 января 2007 года введена и выплачивается ежегодная денежная выплата на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, которая в 2008 году составляет 819 рублей, с 1 августа 2007 года право на ежемесячные денежные выплаты получили и ветераны труда Кировской области, с 1 января 2008 года предусмотрена единовременная денежная выплата за сдачу крови и ее компонентов в размере 400 рублей.

Последовательно реализуется политика повышения уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, тарифная ставка первого разряда в областных государственных учреждениях за последние четыре года выросла в 2,7 раза, а с 1 февраля 2008 года Правительством области принято решение обеспечить минимальный размер заработной платы бюджетникам не менее 2600 рублей. Итоги проводимой бюджетной политики отчетного года характеризуются отсутствием в бюджетной сфере задолженности по выплате заработной платы, повышением ее в среднем на 15%.

Переход общеобразовательных учреждений области на нормативное финансирование повысил финансовое обеспечение школ, повлиял на изменение сети общеобразовательных учреждений. Гарантированный объем выделенных средств обеспечил улучшение материально-технического обеспечения учреждений образования. Вместе с тем, на сегодняшний день к нормативам финансирования установлено большое количество повышающих коэффициентов, которые необходимо систематизировать и укрупнить.

В сельской местности продолжается укрупнение школ путем присоединения малочисленных школ к более крупным, в том числе за счет установления финансовых стимулов для сельских школ, имеющих филиалы.

В области идет реорганизация системы начального и среднего профессионального образования с учетом демографической ситуации и потребности отраслей экономики в рабочих специальностях. Органами исполнительной власти определены подходы и разработаны мероприятия, направленные на создание оптимальной и качественной региональной сети учреждений.

В связи с активизацией работы по устройству детей-сирот в семьи сокращается сеть сиротских учреждений области.

В отрасли здравоохранения продолжается работа по приведению коечной мощности учреждений в соответствие со среднероссийскими показателями с учетом особенностей Кировской области.

Задача бюджетной политики, направленная на повышение эффективности социально-экономического развития области, в целом выполнена.

В областном бюджете ежегодно увеличиваются ассигнования на жилищное строительство. Обеспечение населения доступным и комфортным жильем является одним из приоритетных направлений развития области, для эффективной реализации которого принят целый ряд законов и целевых программ.

Молодые семьи имеют возможность получать поддержку из областного бюджета на улучшение жилищных условий в рамках Закона области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования», в 2007 году на его реализацию было выделено 179,1 млн. рублей, в 2008 году предусмотрено 178,3 млн. рублей. В 2007 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и областной целевой программы «Дом для молодой семьи» молодым семьям, участникам этих программ, предоставлена поддержка на улучшение жилищных условий за счет всех уровней бюджетов в объеме 47,3 млн. рублей. В рамках молодежных жилищных программ Правительства области в 2007 году более 2000 молодых семей получили финансовую поддержку из бюджета.

В целях решения задач по увеличению объемов строительства жилья, опережающего развития коммунальной инфраструктуры на земельных участках для жилищного строительства, разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории в 2008 году реализуется областная целевая программа «Развитие жилищного строительства».

В рамках развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения в 2007 году в составе областного бюджета создан областной фонд муниципального развития в объеме 80,0 млн. рублей. Поддержку получили 23 муниципальных образования для осуществления строительства и реконструкции 34-х объектов муниципального значения. В 2008 году сумма субсидий увеличена более чем в 2 раза и составляет 166,0 млн. рублей. Данные средства направлены 24 муниципальным образованиям на строительство и реконструкцию 43 объектов местного значения, 27 из которых – вновь отобранные объекты.

Реализация программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области на 2004-2008 годы» в 2007 году позволила перевести 10 котельных на местные и экономичные виды топлива, смонтировать 3 тепловых пункта, (в результате в 3 раза снизилось потребление электроэнергии), заменить более 37 км тепловых и водопроводных сетей с применением усовершенствованных материалов, обеспечивающих надежность и безаварийность, заменить 26 котлов, выработавших свой ресурс на более экономичные. Экономический эффект от реализации мероприятий в 2007 году составил 31,5 млн. рублей.

В 2007 году в целях сдерживания роста тарифов для населения на коммунальные услуги предприятиям коммунального хозяйства выделено более 176 млн. рублей, для стимулирования энергосбережения в муниципальных образованиях области выделено 3,6 млн. рублей.

Состояние жилищного фонда, качество коммунального обслуживания требует системной разработки и реализации программных мероприятий, поиска новых путей модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда. С этой целью принята и реализуется новая областная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области» на 2007-2010 годы.

На постоянном контроле у Правительства области находится вопрос прохождения отопительного сезона. Совместные усилия областных и муниципальных органов власти позволили провести отопительный сезон 2007-2008 годов без срывов и особых нареканий. Однако серьезную озабоченность вызывают несвоевременные расчеты предприятий жилищно-коммунального хозяйства за поставленное топливо, что является основной проблемой прохождения отопительного сезона. Поэтому необходимо активизировать работу координационного штаба по подготовке объектов и систем жизнеобеспечения области к работе в осенне-зимний период, а также органам исполнительной власти области своевременно и в полном объеме обеспечить выполнение мероприятий по подготовке объектов жизнеобеспечения к предстоящему отопительному сезону 2008-2009 годов.

Одним из приоритетных направлений расходования средств областного бюджета является газификация. В 2007 году с ОАО «Газпром» достигнуты договоренности по ускорению строительства газопровода «Кирово-Чепецк - Барамзы», который в дальнейшем обеспечит природным газом потребителей ряда северных районов области и заречную часть города Кирова.

Расходы на газификацию области в прошедшем году составили 595 млн. рублей, кроме того, в целях привлечения кредитных ресурсов для строительства объектов газификации, предоставлены гарантии Кировской области в сумме 344,4 млн. рублей.

За первое полугодие 2008 года построено 78,3 км внутрипоселковых газопроводов, 4 газовые котельные, подготовлено к приему газа 463 домовладения.

В области дорожного хозяйства в 2007 году в рамках выполнения задачи по сохранению существующей дорожной сети общего пользования отремонтировано более 100 километров дорожного покрытия. Введен в эксплуатацию мостовой переход через реку Вятка в направлении от автомобильной дороги Киров - Вятские Поляны на Пермь, в текущем году продолжается строительство автодороги Белая Холуница – Кирс.

Развитию сельскохозяйственного производства области уделяется особое внимание. В результате государственной поддержки сельхозтоваропроизводителями в течение 2006-2007 годов привлечено кредитных ресурсов по направлению «ускоренное развитие животноводства» на сумму более 5 млрд. рублей. В 2007 году организациями агропромышленного комплекса области за счет всех источников финансирования приобретено более 700 единиц сельскохозяйственной техники. Улучшение структуры посевных площадей, внедрение в кормопроизводство новых технологий по заготовке кормов позволили получить по итогам 2007 года от каждой коровы на 110 кг молока выше уровня предыдущего года.

Создание условий для эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса области потребовало разработки комплексной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года», которая реализуется, начиная с 2008 года.

В целях повышения инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства и привлечения дополнительных средств в бюджет Кировской области при формировании бюджета учитываются расходы на государственную поддержку малого бизнеса. Так, расходы областного бюджета на развитие системы гарантийно-залогового кредитования в 2007 году составили 5 млн. рублей, заключен 161 договор гарантийно-залогового кредитования, позволивший привлечь субъектам малого предпринимательства 136,1 млн. рублей кредитных ресурсов. На развитие системы кредитной кооперации в прошедшем году израсходовано более 4 млн. рублей, благодаря чему в кредитную кооперацию вовлечено почти 3000 хозяйствующих субъектов, при этом субъектам малого предпринимательства выдано 3436 займов на сумму 129,6 млн. рублей. Расходы областного бюджета на субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства в 2007 году составили 3 млн. рублей. Субсидии получили 24 субъекта малого предпринимательства, которые привлекли более 140 млн. рублей льготных инвестиционных ресурсов.

На современном этапе развития местного самоуправления особую важность приобретает организация бюджетного процесса на местном уровне. В качестве финансового стимулирования муниципальных образований, достигших наилучших показателей деятельности, в 2007 году из областного бюджета выделено 30 млн. рублей. Из 45 муниципальных образований области 13 муниципалитетов в течение года не получали дотации, так как не выполнили условия ее предоставления - отсутствие неурегулированной задолженности за потребленные тепло-энергоресурсы и выполнение плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам.

В 2008 году роль дотации на стимулирование развития муниципальных образований области существенно повышена, в связи с чем объем средств дотации увеличен до 200 млн. рублей.

В рамках совершенствования организации процедур бюджетных закупок начатая в 2007 году централизация основных позиций размещения государственного заказа для нужд области, получила свое продолжение в 2008 году. Утвержден расширенный перечень товаров, работ, услуг, размещаемых через единую торговую площадку области. Экономия бюджетных средств за счет проведения конкурсных процедур в 2007 году составила 165,4 млн. рублей.

Правительством области осуществляется умеренная долговая политика, обеспечивающая приведение доходной части бюджета с учетом источников финансирования в соответствие с необходимыми расходами. В результате проводимой долговой политики плановый дефицит сокращен с 1551 до 484,7 млн. рублей. То есть одна из главных задач долговой политики – снижение объема дефицита областного бюджета – была выполнена.

При осуществлении заимствований использовались механизмы, позволяющие минимизировать расходы на обслуживание государственного долга, такие как конкурсы и аукционы по отбору финансовых организаций по предоставлению кредитных ресурсов, открытие кредитных линий с использованием гибких графиков привлечения кредитов в периоды возникновения кассовых разрывов и гибкие графики возврата кредитных ресурсов с учетом динамики процентных ставок за пользование кредитными ресурсами и исполнения доходной части бюджета. Так, например, в 2007 году было осуществлено досрочное гашение части кредитов, привлеченных в 2006 году, в результате которого экономия расходов на обслуживание государственного долга составила более 16,7 млн. рублей. Привлечение в областной бюджет новых заимствований осуществлено лишь в декабре 2007 года, что также позволило существенно сэкономить расходы на обслуживание государственного долга.

В целом, можно отметить, что задачи, установленные Бюджетными посланиями 2007 и 2008 годов, в основном выполнены. Однако остались вопросы, которые не удалось решить, и на которых необходимо сосредоточить усилия.

Так, на сегодняшний день медико-экономические стандарты оказания бесплатной медицинской помощи внедрены лишь по одному профилю, поэтому необходимо ускорить работу в данном направлении.

Не в полной мере обеспечен переход на современные принципы осуществления капитальных вложений, повышающих их эффективность.

Анализ результатов ревизий и проверок свидетельствует об отсутствии со стороны ряда бюджетополучателей должной заинтересованности в рациональном и экономном использовании выделяемых ассигнований.

II. Основные задачи налоговой и бюджетной политики на 2009 год и на перспективу до 2011 года

При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить прежде всего из того, что она играет немаловажную роль как в формировании условий жизни населения области, так и в развитии региона в целом. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.

Налоговая политика должна быть направлена на ускорение экономического развития региона.

Представленное Бюджетное послание отражает особенности изменения в бюджетном процессе. Сегодня мы формируем бюджетную политику не на один год, как это было ранее, а на среднесрочную перспективу. Следовательно, мы должны понимать, что на нас возлагается тройная ответственность, поскольку определяются основные направления развития области на достаточно большой временной период.

Принятие трехлетнего бюджета – это важный шаг к практическому осуществлению стратегии долгосрочного экономического планирования, реализуемой в нашей стране.

В своем Послании Президент России Дмитрий Медведев отметил, что одной из задач на предстоящий период является обеспечение устойчивой и сбалансированной бюджетной системы страны посредством трехлетнего плана и перехода впоследствии на пятнадцатилетний цикл финансового прогнозирования. Переход к среднесрочному бюджетному планированию на федеральном уровне создает благоприятные условия для повышения качества финансового планирования в регионах.

Предпосылки для формирования бюджета на более длительный период имеются и у нас в области. Так, в настоящее время Правительством области одобрена Стратегия социально-экономического развития региона, определяющая основные направления развития области до 2020 года. Разработаны и наиболее важные долгосрочные целевые программы, направленные на решение основных проблем области. Поэтому возможно сформировать приоритетные задачи развития региона, оценить финансовые ресурсы, необходимые для их реализации, и определить возможные источники привлечения этих ресурсов. Кроме того, в целях совершенствования работы с целевыми программами необходимо в ближайшей перспективе перейти к разработке и реализации комплексных областных целевых программ развития соответствующих отраслей на долгосрочный период, включающих в себя территориальный разрез.

Переход на трехлетнее планирование – это новый этап в развитии бюджетного процесса области. По сути, в рамках настоящего Бюджетного послания мы даем ответ на вопрос: как область будет выполнять заданный курс развития. 

Начиная с 2009 года, предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета будет осуществляться на основе оценки качества управления региональными финансами. При этом предполагается учитывать долю расходов бюджета субъекта, формируемую в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.

Соответствие данным принципам стало основным моментом реформы бюджетного процесса, проводимой в области уже на протяжении нескольких лет. И это не случайно, поскольку в обществе возникают вопросы: на что расходуются государственные средства, каковы результаты деятельности органов государственной власти, насколько эффективны государственные расходы. Поэтому мы начали постепенный переход от финансирования учреждения к финансированию услуги.

Существенные результаты в данном направлении уже достигнуты, однако есть над чем поработать. И задачу на ближайшую перспективу мы ставим уже более амбициозную - выстроить более четкие и устойчивые связи в цепочке «бюджетные расходы - задействованные ресурсы - реализуемые мероприятия - непосредственные результаты».  

Применение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, не может происходить без повышения качества финансового менеджмента. Следует изменить подходы к контролю за использованием бюджетных средств.

Наряду с проведением традиционного контроля за целевым использованием средств, необходим анализ целесообразности и эффективности использования бюджетных ресурсов, мониторинг исполнения государственного задания.

Органы исполнительной власти и бюджетные учреждения должны нести полную ответственность за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных услуг. Контроль должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений. 

Когда известны параметры предоставления бюджетных услуг, непринципиально, организация какой организационно-правовой формы их оказывает. И в данном аспекте вопрос реструктуризации бюджетного сектора продолжает сохранять свою актуальность, поскольку эффективность использования бюджетных средств и качество предоставления услуг подвергаются на сегодняшний день справедливой критике, и по своей эффективности бюджетные учреждения значительно уступают организациям иных организационно-правовых форм. Назрела необходимость реорганизации в этой сфере. В качестве альтернативы бюджетным учреждениям должны выступить автономные учреждения. Работа в данном направлении ведется слабо, поэтому необходимо ее активизировать.

С введением нового статуса у автономных учреждений появится больше возможностей и стимулов зарабатывать средства, улучшать условия труда и степень обеспечения сотрудников, улучшать качество услуг, предоставляемых населению, произойдет изменение используемых механизмов финансирования на основе государственного задания. 

III. Основные направления бюджетной политики в области доходов 

Как показывает практика, на протяжении последних нескольких лет основными доходными источниками областного бюджета являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и акцизы. Их удельный вес в структуре собственных доходов составляет 73,9%. При этом следует отметить, что их поступление имеет устойчивые темпы роста. Поэтому работа органов исполнительной власти области должна быть сосредоточена на развитии и укреплении налогового потенциала указанных налогов.

К сожалению, при устойчивом развитии экономики области в целом, количество предприятий, заявляющих об убыточности своей деятельности, остается еще довольно значительным. Сегодня обоснованное недоверие вызывают убыточные предприятия, работающие в таких доходных сферах экономики, как торговля, строительство, производство пищевых продуктов, лесная отрасль, где существует высочайший потребительских спрос. Поэтому работу органов исполнительной власти, муниципальных образований совместно с налоговыми органами прежде всего необходимо направить на сокращение числа убыточных организаций.

По-прежнему остается актуальным повышение эффективности мер в сфере легализации скрытой заработной платы. Органы власти должны проявлять большую активность в вопросах проведения адресной работы с работодателями, создающими неформальный рынок труда, что позволит обеспечить наш бюджет дополнительными средствами от налога на доходы физических лиц.

В настоящее время 20 % акцизной ставки производитель алкогольной продукции платит в областной бюджет, а 80 % акциза распределяется между субъектами Российской Федерации исходя из доли региона в общей сумме акцизов, поступивших в 2004 году, но сегодня Министерством финансов Российской Федерации подготовлены соответствующие поправки в бюджетное законодательство, согласно которых предполагается изменение указанного соотношения с 2010 года как 40 % к 60 %.

Учитывая предстоящие изменения, мы заинтересованы в установлении более стабильной работы спиртоводочных заводов области. Увеличение производства и реализации алкогольной продукции кировских производителей отразится дополнительным поступлением акцизов в областной бюджет и увеличит их объем более чем в двукратном соотношении.

Поэтому со стороны органов власти требуется выработка мер по координации деятельности алкогольного рынка. Работа органов местного самоуправления области в данном направлении должна учитываться в качестве показателя оценки их деятельности при распределении стимулирующих средств.

Наряду с вышеперечисленными налоговыми источниками областного бюджета возрастает роль доходов от деятельности малых предприятий. Малое предпринимательство эффективно по всем параметрам: оно решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения; позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка. В итоге широкий слой малого предпринимательства для региона является серьезным источником налоговых поступлений. Одной из задач государственной политики области в отношении малого бизнеса является создание необходимых условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий, что в перспективе позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

Большой потенциал развития области и повышения доходов областного бюджета связан с нашим основным богатством – лесом. Развитие лесного комплекса и лесопользования, в первую очередь, в сфере глубокой переработки древесины, должно положительно повлиять на рост доходов от использования леса как в виде платы за использование лесов, так и дополнительных налоговых поступлений.

Выполнение поставленных задач бюджетной политики потребует от нас более четкого и точного планирования расходов и определения источников их покрытия. Для этого, в первую очередь, нужно пересмотреть методику формирования доходов областного бюджета. При их прогнозировании следует учитывать не только налогооблагаемую базу, но и сложившуюся в предыдущие годы динамику поступления доходных источников. В целом же для обеспечения основных приоритетов и направлений в области расходов потребуется ежегодное наращивание собственных финансовых ресурсов не менее чем на 15%, и к 2011 году мы должны выйти на объем доходов областного бюджета без учета межбюджетных трансфертов более 22 млрд. рублей.

IV. Основные приоритеты в области бюджетных расходов 

Основные приоритеты бюджетных расходов должны быть сосредоточены на тех направлениях хозяйственного развития области, которые лежат на пересечении экономической и социальной политики и от которых напрямую зависит уровень и качество жизни населения.

Первое направление - это ремонт и строительство дорог. Проблема, как известно, принадлежит к извечным российским. Мы подсчитали, сколько мы ежегодно теряем из-за слабости дорожной сети и ее неудовлетворительного состояния. Получилось, ни много ни мало, около шести процентов ВРП. Вот резерв роста, лежащий в буквальном смысле слова на дороге.

Если мы хотим добиться качественного сдвига, а не «латания дыр», то расходы на дорожное хозяйство должны быть существенно увеличены. Еще в прошлом Бюджетном послании мы ставили задачу увеличить расходы на содержание и ремонт автомобильных дорог к 2010 году в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом. Данную задачу мы выполнили уже в текущем году. Но этого недостаточно, и в ближайшие три года из областного бюджета на дороги необходимо выделить не менее 10 млрд. рублей, что позволит нам улучшить состояние имеющейся сети дорог и отремонтировать более 400 километров автомобильных дорог.

В целях координации работы дорожного хозяйства в следующем году должна быть разработана и утверждена областная целевая программа по развитию транспортной системы региона, реализация которой обеспечит развитие дорожной сети исходя из долгосрочных нужд и потребностей области.

Планы и надежды большие. Поэтому и спрос с тех, кто занимается дорогами - от Правительства области до местных органов власти, - будет особый. И за качество работы, и за расходование средств.

Второе направление особой социальной значимости – здравоохранение. Здоровье определяет жизненный путь каждого человека, а значит, и будущее всего нашего региона.

В ходе реализации действующих в последние годы областных целевых программ наметилась положительная тенденция к снижению роста показателей, характеризующих состояние здоровья населения по таким заболеваниям как сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ-инфекция.

Однако имеющаяся материальная база учреждений здравоохранения, дефицит диагностического оборудования, высокая степень износа не позволяют в настоящее время должным образом обеспечивать качество медицинской помощи, в том числе внедрять прогрессивные технологии.

Поэтому в целях концентрации усилий по решению проблем, связанных в первую очередь с социально значимыми заболеваниями, снижением смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, инвалидизации от травматизма при дорожно-транспортных происшествиях, укреплением материально-технической и кадровой базы учреждений здравоохранения разработана областная целевая программа «Развитие системы здравоохранения Кировской области на 2009-2011 годы», включающая в себя все вышеуказанные направления. Только в рамках реализации данной программы дополнительно из областного бюджета будет выделено 2,4 млрд. рублей. В целом на здравоохранение, с учетом страхования неработающего населения, в ближайшие 3 года следует выделить порядка 12 млрд. рублей.

Кроме того, для повышения качества предоставляемых населению услуг, а также улучшения управляемости системой здравоохранения области в ближайшее время необходимо реализовать «пилотный» проект по переходу на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения области через систему обязательного медицинского страхования.

V. Основные направления бюджетных расходов

Повышение качества и безопасности жизни населения является основным ориентиром устойчивого социально-экономического развития области, индикатором эффективности всех общественных преобразований. Создание каждому человеку условий для получения достойной заработной платы, предпринимательской деятельности, благоприятной среды проживания, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, действенная социальная поддержка слабо защищенных категорий населения - вот те задачи, которые постоянно находятся в центре внимания органов государственной власти области и, соответственно, являются основными направлениями расходования средств областного бюджета.

В целом же в областном бюджете можно выделить три важные составляющие: бюджет для граждан, бюджет для экономики, бюджет для будущего.

Бюджет для граждан – это бюджет, непосредственно касающийся самых насущных потребностей населения: повышения заработной платы в бюджетной сфере, доступности и качества бюджетных услуг, уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан.

Сильная социальная политика - основа благополучия людей, поэтому нынешний год в стране объявлен Годом семьи. Семья - главный институт общества, она играет важную роль в жизни каждого человека, в воспитании подрастающего поколения.

Благодаря эффективной государственной политике, с каждым годом усиливается социальная поддержка многодетных семей. Их в области насчитывается более 4,5 тысяч. Однако, к сожалению, не уменьшается число детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Совместная плодотворная работа органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований позволила увеличить количество семей, приютивших детей-сирот. Мы будем и впредь всячески поддерживать эти инициативы и оказывать таким семьям всестороннюю помощь.

С целью создания благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительством области принята областная программа «Дети Кировской области» с объемом финансирования на ближайшие три года более 400 млн. рублей.

Особого внимания государства, как и прежде, потребует социальная поддержка людей старшего поколения. Сегодня успешно реализуются федеральные и областные нормативные правовые акты, направленные на поддержку ветеранов.

В 2009-2011 годах сохранятся все ранее предусмотренные меры социальной поддержки граждан области, при этом размеры социальных выплат должны ежегодно индексироваться.

Начиная с 2009 года необходимо перевести натуральные льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в денежные выплаты на персонифицированные счета граждан.

Как отметил в своем выступлении Дмитрий Медведев, в настоящее время перед всеми уровнями власти поставлена задача реального повышения оплаты труда в бюджетном секторе, причем оплата не за пребывание на рабочем месте, а за результат работы. Обозначенную проблему на основе единой тарифной сетки решить в настоящее время достаточно сложно. Поэтому выходом в сложившейся ситуации является поэтапный перевод учреждений бюджетной сферы на новую отраслевую систему оплаты труда, который, безусловно, должен сопровождаться реструктуризацией бюджетного сектора. Применение такой системы обеспечит соответствие качества труда работника и уровня его оплаты, а также достижение достойного уровня заработной платы в бюджетной сфере и закрепление квалифицированных кадров в бюджетных учреждениях. Кроме того, при формировании бюджета следует предусмотреть средства на обеспечение соответствующего уровня дифференциации в оплате труда и увеличение с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда до 4330 рублей.

Бюджет для экономики. Главный способ формирования действительно надежной основы для решения социальных проблем - обеспечение высокого и устойчивого экономического роста. Бюджетная политика играет крайне важную роль в создании экономики, способной выдержать жесткую конкуренцию в условиях стремительного развития современных технологий.

Безусловным приоритетом для органов государственной власти области и органов местного самоуправления должно стать жилищное строительство наряду с развитием строительного комплекса. Темпы строительства жилья следует значительно увеличить. Жилье должно быть доступным для населения, комфортным и благоустроенным. Особое внимание следует уделить переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.

Для решения проблем жилищного строительства требуется обеспечить развитие коммунальной инфраструктуры путем расширения и модернизации объектов коммунальной энергетики, в том числе за счет восстановления муниципальных электрических сетей с передачей их на обслуживание энергоснабжающим компаниям, перевода котельных на газовый вид топлива, модернизации тепловых сетей, сетей водоснабжения и систем водоотведения.

В целях решения вышеуказанных вопросов в ближайшие три года необходимо продолжить реализацию областных программ по жилищному строительству, по переселению граждан из аварийного фонда, по ремонту и реконструкции ветхих сетей, по модернизации жилищно-коммунального комплекса области.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства и формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом необходимо ускорить работу по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. При этом необходимо выделенные Фондом средства использовать в максимально короткие сроки с наибольшей эффективностью.

Кроме того, в рамках развития системы ипотечного жилищного кредитования следует до конца текущего года принять областную целевую программу по данному вопросу и предусмотреть в областном бюджете средства в размере не менее чем 450 млн. рублей.

Особое внимание должно быть уделено газификации области в рамках сотрудничества с ОАО «Газпром». Одной из наиболее важных задач является скорейшая реконструкция газопровода «Оханск - Киров».

Сельское хозяйство относится к отрасли в значительной степени зависящей от погодно-климатических условий. Поэтому наряду с поддержкой сельскохозяйственных производителей по обеспечению доступности кредитных ресурсов, развития племенного животноводства и элитного семеноводства, обновления основных фондов, поддержания плодородия почв необходимо продолжить предоставление субсидий за реализованную сельскохозяйственную продукцию, а для частичного сглаживания диспаритета цен – субсидий на приобретаемые горюче-смазочные материалы, используемые при проведении сельхозработ.

Государственная поддержка должна обеспечить рост производства продукции сельского хозяйства за счет увеличения объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности и ускоренного создания соответствующей кормовой базы. Это, в свою очередь, повлечет за собой развитие растениеводства на основе использования современных достижений науки и техники.

В рамках областной программы «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года» на развитие сельского хозяйства в 2008 году выделено 678,5 млн. рублей, к 2011 году эта сумма увеличивается более чем в два раза. Однако, нужно внести изменение в программу, предусматривающее увеличение выделения средств на господдержку сельского хозяйства в 2009-2010 годах не менее чем на 150 млн. рублей в год, предусмотрев данные расходы в областном бюджете. Мероприятия областной программы по развитию агропромышленного комплекса должны быть тесно взаимоувязаны с мероприятиями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

На заседании президиума Госсовета России, посвященного первоочередным мерам по развитию малого бизнеса, Дмитрий Медведев совершенно справедливо отметил, что малое предпринимательство должно стать одним из ведущих секторов по росту производительности труда, технологической оснащенности и инновационной активности, а также играть важнейшую структурную роль в социально-экономическом развитии регионов.

Малое предпринимательство является важнейшим сектором рыночной экономики области. Его развитие способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития региона. В области уже около 50 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего в этой сфере занято 33,2% экономически активного населения области. Но этого пока недостаточно.

Для обеспечения максимально полного использования экономического и социального потенциала региона, увеличения доли среднего класса требуется и в дальнейшем развивать ресурс малого предпринимательства. В 2009 году в рамках областной целевой программы на поддержку малого предпринимательства области необходимо выделить не менее 73 млн. рублей. Кроме того, в первом квартале 2009 года должна быть разработана новая долгосрочная целевая программа поддержки и развития малого бизнеса Кировской области.

В целях повышения инвестиционной привлекательности региона частным инвесторам предоставляется государственная поддержка из областного бюджета, которая ежегодно увеличивается. В 2009 году объем государственной поддержки должен увеличиться в 1,2 раза и составить не менее 150 млн. рублей. В целях повышения эффективности предоставления государственной поддержки необходимо изменить направление вектора в сторону приоритетных отраслей и территорий, определенных в Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года. Перестройка действующей системы государственной поддержки будет способствовать ускорению темпов социально-экономического развития региона, увеличению доходной части областного бюджета.

Бюджет для будущего предполагает концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития профессионального образования, культуры, физкультуры, создание условий для возобновления природных ресурсов.

Стратегическая линия развития профессионального образования области должна быть направлена на решение двух главных задач - структурно-содержательная модернизация системы профессионального образования в направлении повышения качества образовательных услуг и создание оптимальной сети, удовлетворяющей потребностям рынка труда региона.

Формирование контингента учащихся необходимо строить с учетом заявок предприятий, учреждений, организаций, что позволит развивать и дальше механизм социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования и оптимизировать затраты областного бюджета на подготовку профессиональных кадров.

Культура была и остается основой социализации человека, связующим звеном в общественной жизни. Учреждения культуры есть во всех городах и районах нашей области, во всех больших и малых населенных пунктах. И это важнейшее средство пропаганды знаний и культурных традиций нашего народа, воспитания детей и подростков.

В рамках утвержденной Правительством области концепции по развитию культуры области предстоит реализовать ряд мероприятий, способствующих устранению разрыва между культурными потребностями населения и возможностями их удовлетворения. Это, в первую очередь, создание необходимых условий для совершенствования библиотечного обслуживания и развитие системы поддержки творческих коллективов, деятелей культуры и искусства, творческой молодежи и юных талантов. Предусмотрено развитие концертной и театральной деятельности, приобщение к искусству жителей районов и городов области. Продолжится работа по сохранению объектов культурного наследия, в том числе за счет реставрации памятников истории и культуры, развитие музейного дела.

Большое значение имеет пропаганда здорового образа жизни. Для развития массовой физкультуры нужно проводить соревнования и спартакиады не только среди студентов и школьников, но и привлекать людей более старшего возраста. Перед нами стоит задача ежегодного увеличения количества участников массовых спортивных мероприятий. Позитивную роль в пропаганде здорового образа жизни должно сыграть строительство небольших спортивных площадок и сооружений. База физкультуры и спорта должна пополниться новыми объектами, в 2009 году планируется построить физкультурно-оздоровительные комплексы в г.Котельниче и Санчурском районе.

Говоря о массовой физкультуре нельзя забывать и о спорте высших достижений. Подготовка спортсменов высокого класса потребует выделения дополнительных средств для того, чтобы в следующем году количество мальчишек и девчонок, занимающихся в детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва, увеличилось не меньше, чем на тысячу.

В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду требуется акцентировать внимание на решение проблем, связанных со сбором, хранением и утилизацией химически и биологически опасных промышленных и бытовых отходов, а также на решение проблем, связанных с обеспечением населения качественной питьевой водой.

В рамках областной программы по экологии в целях сбалансированного развития природно-сырьевой базы необходимо выделить в ближайшие два года не менее 55 млн. рублей.

VI. Политика в сфере межбюджетных отношений

Современный этап развития межбюджетных отношений требует продолжения их дальнейшего совершенствования.

Сегодня назрела необходимость в решении таких проблем, как реформирование жилищно-коммунального хозяйства, газификация области, обеспечение жильем отдельных категорий граждан и ряд других немаловажных направлений. Но их эффективное решение невозможно без комплексного подхода, поэтому акцент следует сделать на сосредоточении организационных и финансовых ресурсов как органов государственной власти области, так и органов местного самоуправления.

Для выполнения данной задачи в ближайшие три года финансовая поддержка местных бюджетов по приоритетным направлениям развития области максимально должна осуществляться в рамках областных целевых программ.

В целях активизации социально-экономического развития муниципальных образований области следует и в дальнейшем применять систему финансового стимулирования органов местного самоуправления для увеличения поступлений доходов в бюджеты всех уровней и повышения качественного управления муниципальными финансами. 

VII. Политика управления государственным долгом области 

Сбалансированность бюджета является одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, который заключается в обеспечении бюджетных расходов источниками их финансирования.

К сожалению, собственные средства областного бюджета не позволяют полностью профинансировать предусмотренные расходы, поэтому нам приходится привлекать кредитные ресурсы.

Однако данный принцип даже при наличии дефицита областного бюджета дает возможность достичь равенства между суммарной величиной доходов и источников финансирования дефицита бюджета и расходами. В связи с этим, природа заимствований понятна, но приоритетные направления долговой политики следует выбирать исходя из необходимости поддержания объема государственного долга области на экономически безопасном уровне и минимизации стоимости его обслуживания.

Развитие приоритетных отраслей экономики области сталкивается с проблемой привлечения кредитных ресурсов. Для ее решения следует продолжить работу по предоставлению государственных гарантий области. 

VIII. Заключение

Бюджет любого уровня – это основополагающий документ, определяющий систему взаимоотношений в сфере государственных и муниципальных финансов. По существу он является программой производства и перераспределения общественных благ. Аналогично тому, как конкуренция является двигателем рыночной экономики, так и бюджетный процесс выступает механизмом наиболее рационального распределения бюджетных средств. И от того, насколько правильно построены отношения между участниками бюджетного процесса, зависит эффективность распределения и использования бюджетных ресурсов.

2007 год был для области в целом благополучным. Надеемся, что следующие три года будут не менее успешными. В своем послании Дмитрий Медведев обозначил масштабные задачи, решение которых выведет нашу страну на качественно новый уровень развития. Нам предстоит наиболее эффективно использовать федеральную поддержку, свои возможности и ресурсы в предстоящей немалой и важной работе.

Наши усилия должны быть направлены в первую очередь на развитие экономики и инфраструктуры, увеличение объемов жилищного строительства, реформу жилищно-коммунального хозяйства в интересах населения, дальнейшее укрепление института семьи, всестороннюю поддержку ветеранов.

Цели и задачи, выдвинутые в данном Бюджетном послании, будут достигнуты только при согласованной работе всех ветвей и уровней государственной власти области, местного самоуправления, только в условиях общественного согласия, поддержки и активного участия жителей области.

Губернатор
Кировской области
Н.И.Шаклеин



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru