Выступление Председателя Законодательного Собрания Кировской области В.А.Васильева на XVII заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектор РФ Приволжского федерального округа "О мерах по совершенствованию п

18.06.2008

Уважаемые коллеги!

Тема обращения с металлическим ломом, вынесенная на обсуждение заседания Ассоциации,  злободневна, не  сходит с повестки дня в России все последние годы. Данная проблема требует незамедлительных кардинальных решений, поскольку предпринятые ранее меры в сфере обращения металлолома, являются недостаточно эффективными. Экономике субъектов Российской Федерации и государству в целом наносится колоссальный технологический и экономический ущерб. Кроме того, сфера оборота металлолома в стране крайне криминализирована.

 По данным экспертов, нелегальный оборот на криминальном рынке лома цветных и черных металлов достигает нескольких миллиардов долларов. Основной объем лома цветных и черных металлов в России образуется у хозяйствующих субъектов. Однако по статистике, 90 процентов лома черных металлов и 94 процента лома цветных металлов сдается за наличный расчет физическими лицами, нередко не имеющими определенного места жительства.

В целом, по оценкам МВД РФ, на первичном заготовительном рынке металлического вторсырья до 60 процентов предприятий – нелегальные, работающие без бухгалтеров, кассовых аппаратов и налоговой отчетности. Достаточно сложно установить фактическое количество лома, который закупают фирмы, осуществляющие деятельность в данной сфере. Зачастую лом приобретается у физических лиц, а в бухгалтерии организации акт купли-продажи отражается как сделка с юридическим лицом. Причем на поверку сбытчики, как правило, оказываются «фирмами-однодневками». Такие махинации позволяют организациям принимать к вычету НДС из суммы налога, выделенного в счетах от фиктивного поставщика.

Подробнее остановлюсь на вопросе, касающемся правового регулирования в сфере обращения с ломом цветных и черных металлов, которое на сегодняшний день не обеспечивает достаточного уровня защищенности права собственности, как граждан, так и хозяйствующих субъектов.

Есть федеральный закон "Об отходах производства и потребления", в котором устанавливаются требования к обращению с ломом и отходами цветных и черных металлов. Есть и закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором сказано, что деятельность по сбору, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов подлежит лицензированию. Но, как мы видим, этих мер недостаточно.

Вот уже три созыва в Госдуме все предложения по наведению порядке в сфере оборота лома черных и цветных металлов не получают поддержки. При этом нужно заметить, что корректировать  пришла пора не отдельные пункты, не просто увеличивать штрафные санкции, нужна полная переработка существующих правовых норм.

Инициатив много, в частности, депутат Государственной Думы Журко, представляющий Красноярский край, внес на рассмотрение российского парламента законопроект, касающийся расширения полномочий субъектов Российской Федерации в части контроля за оборотом лома металлов. Действительно, региональные власти могут осуществлять более активный контроль, проверять наличие специального оборудования, им лучше знать, где и какой именно лом может быть заготовлен. В законопроекте также предложено ужесточить наказание за незаконную заготовку и реализацию лома, сделав его соразмерным наносимому ущербу. Поскольку очевидно, что ныне действующие штрафные санкции несопоставимы с доходами, которые может извлечь нарушитель.

Госсоветом Республики Татарстан в Госдуму был внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Документ как раз усиливает ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов. Законопроектом значительно увеличиваются размеры штрафов. Кроме того, предусмотрена и обязательная конфискация оборудования и приостановление деятельности организации на срок до 90 суток в случае нарушений законодательства или работы без лицензии.

Наряду с инициативой Госсовета Республики Татарстан, мы поддержали Самарских коллег, которые предложили ужесточить штрафные санкции на юридических лиц вплоть до одного миллиона рублей за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии. И, кроме того, предусмотреть за это правонарушение обязательную конфискацию.

С аналогичной инициативой выходили депутаты Госсовета республики Удмуртия. На июньском заседании Законодательного Собрания Кировской области планируется поддержать аналогичный проект челябинских законодателей и законопроект наших пермских коллег, предлагающий усилить уголовную ответственность за хищение из объектов электросетевого хозяйства.

Всего в Государственную Думу представлено более десятка законопроектов, так или иначе касающихся обозначенной темы.

К этой теме мы обратились еще в 99-ом году, когда был принят и вступил в силу закон «О заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов в Кировской области», направленный на то, чтобы воспрепятствовать бесконтрольному торговому промыслу, дабы у граждан отпала заинтересованность в чужом металле. В этом законе, например, было прописано право органов местного самоуправления самостоятельно принимать решения о целесообразности открытия пунктов приема металлолома. И если они решат, что такой необходимости нет, а работа уже существующих пунктов неблагоприятно сказывается на криминогенной обстановке, то – закрывать такие пункты.

Однако с самого начала, когда закон ещё только принимался, было понятно, что региональные законодатели во многих случаях вторглись в исключительную компетенцию Российской Федерации, поскольку регламентировать оборот лома можно только на государственном уровне. Поэтому депутатам дважды приходилось вносить изменения в свой весьма действенный закон (а хищение цветмета в Кировской области на самом деле пошло на убыль). В результате закон оказался выхолощен до такой степени, что его существование потеряло смысл.

В ноябре прошлого года депутаты обсуждали вопрос, связанный с ломом черных и цветных металлов, на комитете по экономическому развитию, торговле и предпринимательству.

Нами проведен анализ выявленных преступлений и правонарушений в данной сфере. Основная масса преступлений – это кражи лома металлов из садоводческих обществ и с предприятий различных форм собственности. Удельный вес краж в общем количестве имущественных преступлений – девяносто пять процентов. Следом идут мошенничества и присвоения.

Что касается правонарушений, то это, прежде всего:

- несоблюдение правил обращения с ломом и отходами черных (цветных) металлов и их отчуждения;

- осуществление приема лома без проведения контроля на радиационность и взрывоопасность;

- отсутствие оборудования, необходимого для осуществления деятельности.

 Массовый характер хищений отчасти объясняется необоснованно большим количеством пунктов приема металлического вторсырья от граждан. В Кировской области осуществляют деятельность 62 лицензиата, зарегистрировано 199 пунктов приема металлолома. При этом скупщиков совершенно не интересует происхождение лома. Возможность сдать в скупку все что угодно и заработать быстрые деньги приводит к тому, что люди идут на кражи, не задумываясь о последствиях своих действий.

При этом металлолом является основным конкурентным фактором, определяющим положение наших металлургических комбинатов. Скажем, налицо чисто экономические преимущества – при использовании лома вместо чугуна резко снижается количество потребляемой энергии. Кроме этого, если цена на уголь и руду сбалансирована, то именно цена на металлолом будет определяющей в цене стали.

Среди причин, способствующих совершению преступлений и правонарушений в сфере обращения с ломом черных и цветных металлов также следует назвать социально-экономическое неблагополучие некоторых слоев населения, невысокие доходы, сложность в трудоустройстве.

В Кировской области не только Законодательное Собрание предпринимает шаги по нормализации ситуации. Задействованы практически все заинтересованные ведомства и структуры. У нас создана межведомственная комиссия по соблюдению законодательства в сфере оборота лома черных и цветных металлов, куда  входят и депутаты Законодательного Собрания, и представители Главного федерального инспектора, Управления внутренних дел, специалисты-экологи. Это помогает нам не просто держать руку на пульсе, но и видеть ситуацию во всех ракурсах.

Так на апрельском заседании были заслушаны руководители лицензиатов, допустивших нарушения законодательства в I квартале 2008 года, рассмотрены вопросы лицензионной деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома на территории области.

Такая межведомственная координация, использование так называемого «административного ресурса» дали определенные результаты.

С каждым годом активизируются проверки на соответствие заготовительных пунктов лицензионным требованиям и условиям. В две тысячи шестом году их было проведено тридцать семь, а в две тысячи седьмом – сорок. По итогам этих проверок в общей сложности была приостановлена деятельность на тринадцати объектах, закрыто шестнадцать пунктов приема черных и цветных металлов.

По Кировской области количество преступлений в сфере, где предмет посягательств – черные и цветные металлы имеет тенденцию к снижению. В прошлом году оно снизилось на 3 % по сравнению с 2006 годом. В первом квартале текущего года более чем в два раза снизилось количество преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

Вместе с тем суммы причиненного ущерба имеют обратную тенденцию – роста. Ущерб от совершенных преступлений в 2007 году по сравнению с 2006 годом вырос более чем в 7 раз и превысил пятнадцать миллионов рублей. Данный показатель за первый квартал текущего года почти в три раза превысил уровень аналогичного периода прошлого года.

При этом меры воздействия на нарушителей ограничены; недостаточно четко, на наш взгляд, проработан и механизм привлечения к ответственности. Согласно Федеральному закону от 8 июля 2001 года № 128-ЗО «О лицензировании отдельных видов деятельности» приостановление деятельности лицензии возможно только в случае принятия судом решения об административном приостановлении деятельности лицензиата на срок до 90 суток, на основании оформленного протокола об административном правонарушении. Однако лицензирующий орган, который проводит проверки, не наделен правом составления таких протоколов.

Чтобы отсечь недобросовестных заготовителей, необходимо ужесточить лицензионные требования.

С этой целью Законодательное Собрание Кировской области обратилось в  Правительство Российской Федерации с предложением внести изменения в Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 года № 766.

Во-первых, мы предлагаем установить обязательные требования о наличии зданий, сооружений, лабораторий для определения химического состава лома, пресса для его пакетирования у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте, где он будет осуществлять свою деятельность. Причем исключительно на праве собственности либо в пользовании по договору финансовой аренды (лизинга).

Во-вторых, при транспортировке лома и отходов черных металлов обязать лицензиатов предъявлять нотариально заверенную копию лицензии (по аналогии с цветными металлами, где такое требование содержится). В отношении этого к нам поступила информация из Министерства промышленности и энергетики о том, что в настоящее время разработаны и находятся на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти проекты новых правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, учитывающие данное предложение.

Другое обращение мы направляли в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Мы предлагали продолжить согласительные процедуры по проекту федерального закона «О государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов».

Проект этого закона уже был принят в окончательном чтении в июле 2005 года и одобрен Советом Федерации. Однако Президент Российской Федерации отклонил его. Была создана специальная комиссия по преодолению разногласий по данному проекту. 14 мая нынешнего года Государственная Дума постановила согласиться с решением Президента об отклонении Федерального Закона «О государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов» и снять этот проект закона с дальнейшего рассмотрения.    

Между тем, проблема, на наш взгляд, осталась. Необходимо принять действенные меры для исключения использования в хозяйственном обороте дорогих и качественных видов металла под видом металлолома, ликвидации условий для криминализации сферы оборота лома цветных и черных металлов.

Более того, необходимо введение государственной монополии на деятельность, связанную со сбором и экспортом лома черных и цветных металлов. Необходим жесткий государственный контроль над скупкой и перепродажей лома черных и цветных металлов. Его вывоз за пределы региона, а затем и страны способствует разрушению металлоемких отраслей промышленности, на динамичное развитие которых направлена «Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденная в мае 2007 года.

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я попытался сформулировать и вынести на обсуждение лишь некоторые проблемы. Их, конечно же, гораздо больше.

Уверен, что в результате сегодняшнего обсуждения мы примем решение, содержащее конкретные предложения по данной теме.

Благодарю за внимание.



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru