Бюдженое послание 2007

02.08.2006

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 28 Закона Кировской области «О бюджетном процессе в Кировской области» и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2007 год.

Итоги бюджетной политики 2006 года

Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития области, повышения качества жизни и обеспечения безопасности населения области, задачам, определенным Бюджетным посланием Губернатора области «О бюджетной политике на 2006 год».

В основу бюджета 2006 года положены долгосрочные приоритеты развития области. Реализованы основные элементы бюджетной политики в части перехода к среднесрочному бюджетному планированию.

Разработана Концепция налоговой политики в Кировской области, в которой четко изложена позиция власти в отношении налоговой нагрузки, налоговые намерения региона на длительную перспективу.

Создана нормативная база в области ограничения в предоставлении неэффективных налоговых льгот по региональным налогам, обеспечивающая оптимальный выбор объектов для государственной поддержки отдельных категорий юридических лиц и граждан. В то же время имеет место практика издания нормативных правовых актов в сфере регионального налогового законодательства после начала налогового периода по соответствующим налогам, как это произошло с утверждением пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций для частных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты.

В рамках совершенствования управления имуществом начато поэтапное сокращение его избыточной части, не обеспечивающей выполнение функций государства.

В 1 квартале 2006 года отмечается рост основных макроэкономических показателей к уровню соответствующего периода прошлого года, который позволил обеспечить увеличение поступлений в бюджет области. В связи с ростом налоговой базы по налогам, поступающим в областной бюджет, план отчетного периода по доходам выполнен в полном объеме. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года рост объема доходов составил 24 процента. Однако имеется проблема по планированию и исполнению доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В конце 2005 года и в начале 2006 года Правительством области усилен акцент на исполнение доходной части областного бюджета. Неоднократно вопросы исполнения областного бюджета были рассмотрены на Правительстве области и на созданной межведомственной комиссии.

Бюджетная политика в 2006 году в части расходов характеризуется последовательностью достижения намеченных целей. На протяжении ряда последних лет отсутствует задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений области, социальным выплатам населению. Решена задача по повышению жизненного уровня населения области. В данных целях уже с 1 мая 2006 года принято решение о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы в среднем на 15 процентов и с 1 сентября 2006 года будет обеспечено ее повышение еще на 11 процентов. Проиндексированы денежные выплаты для ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу, для реабилитированных лиц, выплаты гражданам, имеющим детей. Проведенная реформа системы натуральных льгот позволила повысить качество эффективности социальной поддержки населения. Бюджетные средства на эти цели предусматриваются в достаточных объемах.

При формировании и исполнении областного бюджета сделан акцент на взаимосвязь между выделенными бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами в отраслях социальной сферы. Уже в 2006 году осуществляется финансирование расходов через бюджетные услуги по 5 основным отраслям социальной сферы. Анализ эффективности внедрения данного метода финансирования будет проведен по итогам исполнения бюджета 2006 года.

Начата реализация приоритетных национальных проектов. В 2006 году создается основа для решения назревших проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства. Это особенно актуально, так как на федеральном уровне в рамках реализации национальных проектов предусмотрены значительные финансовые ресурсы. Мероприятия, предусмотренные приоритетными национальными проектами, в целом обеспечены необходимым бюджетным софинансированием. Тем не менее при утверждении областного бюджета на 2006 год средства не были предусмотрены, в результате внесены существенные изменения в областной бюджет в ходе его исполнения.

В 2006 году на территории области в полной мере реализован Закон РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На 2006 год сформирован 481 бюджет, в том числе 39 бюджетов муниципальных районов, 6 бюджетов городских округов и 382 бюджетов поселений. В области принят закон «О межбюджетных отношениях в Кировской области», существенно изменивший подходы по формированию межбюджетных отношений. Повысилась прозрачность и объективность системы финансовой поддержки муниципальных образований. Но принимаемые меры при распределении недостаточно ориентированы на стимулирование роста собственного налогового потенциала.

При реализации реформы местного самоуправления потребовалась мобилизация усилий, четкое планирование и координация действий всех ветвей власти. Все запланированные организационные, нормативно-правовые, информационно-технические мероприятия были выполнены в срок. В 2006 году областной бюджет и бюджеты муниципальных образований области переведены на кассовое обслуживание исполнения в органы федерального казначейства. В то же время, несмотря на переходный период не было допущено ни одного критического сбоя при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы области.

Продолжается реформа бюджетного процесса в области. Сформирована нормативно-правовая база для составления перспективного (среднесрочного) финансового плана, ведения реестров расходных обязательств, разработки и реализации ведомственных целевых программ, на долгосрочной основе разработана методология формирования областного бюджета и межбюджетных трансфертов.

Основные задачи бюджетной политики на 2007 год

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 год подготовлены с учетом Посланий Президента Российской Федерации и послания Губернатора области о социально-экономическом развитии области на предстоящий год. Учтены основные направления концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной Правительством Российской Федерации, а так же направления, разработанные в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами Кировской области, которая будет полностью реализована в 2006 году.

Направления бюджетной политики являются основой для принятия реального бюджета, обеспечения рационального и эффективного использования бюджетных средств. Бюджетная политика направлена на повышение качества и доступности бюджетных услуг и призвана обеспечить устойчивый рост экономики и благосостояния населения области.

Бюджетная политика в сфере доходов ориентирована на их увеличение и максимальный сбор налогов, проведение работы по их наращиванию, в том числе за счет экономического роста, развития налогового потенциала, улучшения расчетов налогоплательщиков с бюджетом.

Необходимо обеспечить рост доходов бюджета области, полученных от использования государственного и муниципального имущества, за счет совершенствования системы управления государственными активами и внедрения его новых форм, включая использование объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, и усиления контроля за использованием государственной и муниципальной собственности, условиями сдачи ее в аренду.

Необходимо повысить ответственность администраторов доходов за администрированием закрепленных доходов, особое внимание уделив администрированию доходов от оказания платных услуг.

Для стимулирования сбора налогов с 2007 года в бюджеты муниципальных районов и городских округов дополнительно передается часть доходов от налога на имущество организаций.

В целях определения налоговой базы по бюджетам поселений особое внимание необходимо уделить обеспечению полноты учета налогоплательщиков и их налоговой базы по местным налогам. Выполнение данной задачи можно обеспечить только при активном участии в этой работе органов местного самоуправления.

Главной задачей бюджетной политики в области расходов на 2007 год является реализация принятых решении Президента Российской Федерации, Губернатора области по повышению доходов населения области. Необходимо предусмотреть средства на повышение заработной платы в бюджетной сфере, повысить размер пособий гражданам, имеющим детей, проиндексировать размер социальных выплат отдельным категориям граждан.

Расходная часть бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных целей. Приоритетность финансирования отраслей социальной сферы обеспечит доступность и качество услуг, непосредственно влияющих на уровень жизни населения. Для выполнения данной задачи органы исполнительной власти должны составить доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, где будут четко определены количественные показатели задач, решаемых в рамках областного бюджета, характеризующие результаты из деятельности. В этих целях в настоящее время Правительством области доработан перечень бюджетных услуг, по которым производится учет потребности в их предоставлении. В результате значительная часть расходов областного бюджета 2007 года переводится на бюджетные услуги. Кроме того, для субъектов бюджетного планирования следует формализовано установить количественные показатели задач, решаемых в рамках областного бюджета. В областном бюджете необходимо предусмотреть средства на стимулирование субъектов бюджетного планирования, которые добились качества предоставляемых ими бюджетных услуг. Вместе с тем, по бюджетным услугам, по которым не разработаны стандарты качества их предоставления, расходы будут сокращены.

Это позволит повысить ответственность органов исполнительной власти за выполняемые функции, эффективность реализации государственных функций и полномочий.

Необходимо включать в бюджет только те областные целевые программы, реализация которых будет иметь наибольший социальный, бюджетный эффект и в основном носить инвестиционный характер. При формировании бюджета на 2007 год ведомственные целевые программы должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности).

В 2007 году необходимо продолжить работа по дальнейшему совершенствованию процедур бюджетных закупок. За счет этого должны быть достигнуты следующие результаты: прозрачность бюджетных расходов, эффективное использование государственных средств, стимулирование добросовестной конкуренции, устранение возможностей злоупотребления и коррупции.

Должен быть обеспечен максимально широкий доступ к участию в торгах и других способах размещения заказов юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

В мае текущего года международное рейтинговое агентство присвоило Кировской области долгосрочные рейтинги. Прогноз по всем рейтингам - «Стабильный», что является, безусловно, объективной и справедливой оценкой тем позитивным усилиям Правительства области, которые реализованы за последние три года. Кредитный рейтинг - своего рода «опорный сигнал» для инвесторов и потенциальных кредиторов, который многое говорит об экономической ситуации, кредитоспособности и инвестиционной привлекательности региона.

В связи с этим в 2007 году должна быть продолжена политика по созданию благоприятных условий для стимулирования инвестиционной активности, технического перевооружения и реконструкции предприятий, расположенных на территории области, что в конечном итоге приведет к росту доходов. Оказание государственной поддержки хозяйствующим субъектам должно осуществляться в соответствии с принятыми законодательными актами области.

В целях повышения инвестиционной: активности субъектов малого предпринимательства и привлечения дополнительных средств в бюджет Кировской области, Правительству области при формировании бюджета следует учесть расходы бюджета на осуществление таких форм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства как развитие системы гарантийно-залогового кредитования, развитие микрофинансирования субъектов малого предпринимательства через создание на территории Кировской области системы кредитной кооперации, субсидирование части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства, финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенных для экспорта.

В 2007 году необходимо продолжить работу по эффективному предоставлению налоговых льгот. Льготы должны иметь стимулирующий характер и так же носить инвестиционную направленность.

В 2007 году продолжится работа по реализации национальных проектов, для чего необходимо предусмотреть в областном бюджете средства на условиях софинансирования.

Необходимо продолжить финансовое стимулирование муниципальных образований, имеющих достаточно высокие показатели социально-экономического развития и качества управления финансами.

В 2007 году необходимо создать фонд муниципального развития, за счет которого будет осуществляться строительство объектов местного значения. Критерии для получения средств из фонда развития следует определить достаточно жесткие. Главное условие это вклад муниципального образования в реализацию инвестиционного проекта, должна учитываться реальная необходимость в финансировании данного проекта с учетом развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения.

Необходимо продолжить работу по реформированию муниципальных финансов области. Более эффективному использованию бюджетных ресурсов, имеющихся в распоряжении исполнительных органов местного самоуправления, будет способствовать реализация на уровне городов и районов принятых программ реформирования муниципальных финансов.

Одной из острейших проблем является состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве области. Возрастает старение основных фондов. Необходимо продолжать работу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Рост цен на топливо крайне отрицательно складывается на результатах финансово-хозяйственной деятельности теплоснабжающих предприятий ЖКХ, поэтому главным на данный момент является осуществление мероприятий по модернизации котельных с переводом их на местные, более дешевые виды топлива. Данная работа должна проводиться в рамках областной целевой программы. В целях наиболее полного отражения механизма формирования затрат, повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства на данных предприятиях будут внедряться элементы бюджетирования.

В качестве одного из основных приоритетов поставлена задача газификации области, для реализации которой необходимо привлечение средств областного и федерального бюджетов, а также кредитных организаций в рамках областной целевой программы «Газификация Кировской области».

В составе областного бюджета необходимо сохранить целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Кировской области, так как в области сложилась критическая ситуация с автомобильными дорогами.

В 2007 году необходимо продолжить решение задач по развитию сельскохозяйственного производства и сельских территорий, переработке сельхозпродукции, обеспечить реализацию на территории области национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», в том числе путем оказания государственной поддержки предприятиям сельского хозяйства всех форм собственности, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подсобным хозяйствам граждан.

Для того чтобы бюджетная политика по поддержке сельского хозяйства решала комплекс проблем развития и стимулировала рост реальных доходов от агробизнеса, необходимо разработать и принять Комплексную областную целевую программу развития агропромышленного комплекса на период до 2015 года. Необходимо наращивать положительную динамику в сельскохозяйственном производстве, привлекать сюда инвестиционные вложения, используя механизмы участия в федеральных целевых программах и национальном проекте «Развитие АПК».

Совершенствование бюджетной политики зависит от правильно выстроенных межбюджетных отношений в области. Мы должны предельно внимательно рассмотреть вопросы взаимоотношений областного бюджета и местных бюджетов области. В области принят закон «О межбюджетных отношениях в Кировской области», который определяет порядок расчета межбюджетных трансфертов. В то же время в целях качественного формирования бюджетов поселений перед Правительством области стоит задача по оказанию методической помощи органам местного самоуправления, а так же задача по обучению специалистов уровня бюджетов поселений.

На протяжении ряда лет областной бюджет принимался с достаточно высоким объемом дефицита, что привело к увеличению роста государственного долга. По состоянию на 1 мая 2006 года объем государственного долга составил более 1,4 млрд.рублей. Учитывая, что политика в области долговых обязательств должна обеспечивать соответствие уровня и структуры государственного долга экономическим возможностям области по его обслуживанию и погашению долговых обязательств, одной из задач бюджетной политики на 2007 год является снижение объема дефицита областного бюджета и расходов на его обслуживание.

Решение поставленных задач возможно при должной ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем процедур ведомственного контроля, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего аудита.

Предстоит огромная и разноплановая работа. Но только когда к решению поставленных задач ответственно отнесутся все участники бюджетного процесса, может быть получен положительный результат.

Губернатор Кировской области
Н.И.Шаклеин



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru